Федерация профсоюзов Красноярского края

Опровержение
О ФПКК
Новости
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
   2003-й год
   2004-й год
   2005-й год
   2006-й год
   2007-й год
   2008-й год
   2009-й год
   2010-й год
   2011-й год
   2012-й год
     N02-2012
     N03-2012
     N04-2012
     N05-2012
     N06-2012
     N08-2012
     N09-2012
     N11-2012
     N14-2012
     N15-2012
     N16-2012
     N18-2012
     N19-2012
     N20-2012
     N21-2012
     N23-2012
     N26-2012
     N27-2012
     N28-2012
     N29-2012
     N31-2012
     N35-2012
     N36-2012
     N37-2012
     N44-2012
     N46-2012
     N48-2012
   2013-й год
   2014-й год
   2015-й год
   2016-й год
   2017-й год
   2018-й год
   2019-й год
   2020-й год
   2021-й год
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Правовая работа
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 old-fpkk.ru


Самые популярные, интересные, полезные разделы и материалы сайта! Хотите знать почему? Смотрите сами!!!


 Новое на сайте:

Что нужно знать о расчетном листке?

Первомай-2021: как это было

"Профсоюз слышат" Мэр Красноярска провел встречу с профсоюзным активом края

Совет ФПКК № 13 от 22.04.2021


На сайте размещено
материалов: 2757


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Первое профсоюзное интернет-тв

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

N05-2012

Как выполняется соглашение

Между министерством культуры Красноярского края и Красноярской краевой организацией Российского профессионального союза работников культуры 30 августа 2010 года было заключено краевое отраслевое соглашение по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на 2010-2012 годы.


Субъекты и объекты

Необходимо напомнить, что предыдущее краевое отраслевое соглашение заключалось с управлением культуры края на 2004-2005 гг. С 2006 г. по 2009 г. соглашение с управлением культуры не заключалось по причине отсутствия у него полномочий. Учитывая данное обстоятельство, в 2008 году крайком заключил отраслевое краевое соглашение с Департаментом образования, науки, культуры и спорта администрации края, однако последний был реорганизован…

С момента подписания нынешнего соглашения его текст неоднократно направлялся во все первичные, районные и городские профорганизации, в краевые и муниципальные учреждения культуры, где имеются первичные профсоюзные организации, органы местного самоуправления.

В свою очередь, министерство культуры официально опубликовало текст соглашения в газете "Наш Красноярский край". Документ размещен и на сайте правительства края с предложением к работодателям о присоединении к нему.

Сеть краевых государственных учреждений культуры и образования, на которые распространяется действие соглашения, включает 9 театров, Красноярскую краевую филармонию, "Красноярский кинограф", Дом искусств, Государственный центр народного творчества Красноярского края, Таймырский Дом народного творчества, Центр международных региональных культурных связей, 4 библиотеки, 5 музеев, культурно-социальный комплекс "Дворец Труда и Согласия", 6 образовательных учреждений среднего профессионального образования, Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры… Кроме того, в 2011 году к этим 32 краевым учреждениям культуры было присоединено еще одно — Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова, который из муниципальной собственности был передан в краевую.

Гарантии занЯтости

За отчетный период не произошло ни одного случая ликвидации либо реорганизации учреждений, а также сокращения численности или штата работников. Таким образом, главной проблематикой раздела № 2 соглашения "Гарантии занятости" стали вопросы, касающиеся изменения типа учреждений на автономные, бюджетные и казенные.

Перед принятием решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения министерство уведомляло об этом краевую организацию профсоюза работников культуры с предоставлением соответствующего плана перевода.

Крайком же профсоюза проводил специальные семинары, где разъяснялась суть перевода на автономию, оказывалась методическая помощь, устранялись пробелы в информированности среди председателей профорганизаций и руководителей учреждений.

Выездные семинары состоялись в Березовском, Боготольском, Ермаковском, Минусинском районах, Канске, Минусинске, Лесосибирске, Ачинске.

Сотрудники крайкома неоднократно обращали внимание председателей первичек и руководителей учреждений, что изменение типа учреждения не является основанием для расторжения трудового договора.

Благодаря соглашению, в состав наблюдательных советов АУ включены председатели первичных профорганизаций (такая практика применяется, в частности, в Красноярском драмтеатре, ТЮЗе, театре кукол, музыкальном театре, театре оперы и балета, Государственной научной универсальной библиотеке…)

Несмотря на то, что ликвидация и реорганизация учреждений не осуществлялась, в отдельных учреждениях проводились мероприятия по сокращению штатов. Так, в филармонии в 2010-2011 гг. было сокращено около 100 единиц рабочих мест. Председатель первичной профорганизации с помощью крайкома осуществлял контроль за соблюдением гарантий при увольнении работников, направлял работодателю соответствующее мотивированное мнение.

По всем возникающим вопросам индивидуального характера юрист крайкома предоставлял членам профсоюза бесплатное консультирование.

Оплата труда

Вопрос оплаты труда работников остается наиболее актуальным для профсоюза. Пунктом 3.7. соглашения профсоюз принял на себя обязательство совместно с министерством и работодателями периодически проводить мониторинг оплаты труда работников отрасли на основе информации от председателей профорганизаций, руководителей учреждений, министерства культуры, органов статистики, анализа конкретных трудовых договоров и расчетных листов.

Однако и без мониторинга видно, что уровень заработной платы работников культуры, и особенно на селе, был и остается ниже уровня заработной платы работников других бюджетных отраслей.

В 2010 г. заработная плата работников бюджетной сферы не индексировалась.

В 2011 г. благодаря взаимодействию с ФПКК и отраслевыми бюджетными профсоюзами по договоренности с представителями краевой власти произведено повышение оплаты труда дважды: с 1 апреля и с 1 октября 2011 года. Оба раза индексация зарплаты составила 6,5%.

При последнем повышении была введена региональная доплата, направленная на увеличение заработной платы работников неквалифицированного и низкоквалифицированного труда.

Во всех учреждениях доплаты до минимальной заработной платы осуществлялись в соответствии с законом. Хотя, по существу, получилось, что доплаты до МЗП сравняли неквалифицированных работников с квалифицированными.

Определенные ожидания по поводу повышения заработной платы вызывал переход на новую систему оплаты труда (подчеркнем, что с увеличением фонда оплаты труда на 20%), которая в качестве эксперимента была введена в 2010 году в двух краевых учреждениях, и в 2011 году — в 17 учреждениях, среди которых четыре краевых.

В августе-сентябре 2010 года крайком профсоюза провел анкетирование работников учреждений (всего было опрошено 119 работников), перешедших на НСОТ.

Опрос показал, что в результате введения НСОТ оклад увеличился у 37% респондентов, и уменьшился у 17%.

Кроме того, исходя из содержания ответов работников, было видно общее непонимание механизма установления окладов и стимулирующих выплат.

В ноябре-декабре 2011 г. подобное анкетирование было проведено у работников тех учреждений культуры, которые перешли на НСОТ с 1 сентября 2011 г.

По его результатам видно, что в одном из краевых учреждений из 29 респондентов оклад увеличился у 86%. Остальные затруднились ответить. Вместе с тем, 28% опрошенных считают, что НСОТ направлена на повышение оплаты труда; 35% — на повышение оплаты труда, качества труда и предоставляемых услуг; 20% не нашли отличий от тарифной системы; 17% затруднились ответить.

52% считают, что после введения НСОТ уровень заработной платы повысился; 34% уверены, что он не изменился, а 14% и сами не знают.

После введения НСОТ у 21% респондентов бюджет семьи увеличился, у 72% остался прежним, и 7% затруднились ответить.

В целом положительно относятся к НСОТ 28%, отрицательно — 3%, и 69% затрудняются ответить.

На основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих НСОТ, локальных нормативных актов учреждений культуры и результатов опроса работников, крайком направил руководителю рабочей группы по переводу на НСОТ В.П. Томенко предложения по совершенствованию нормативных правовых актов.

Всего предложений крайкома пять.

1. Увеличить минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников до размеров минимальных окладов работников учреждений культуры федерального уровня.

2. Установить соотношение доли базовой части заработной платы не менее 60% и доли выплат стимулирующего характера не более 40%. (В настоящее время доля стимулирующих выплат в ФОТ при тарифной системе оплаты труда составляет 51%, при НСОТ — 59,6%, в том числе персональные выплаты — 52,8%).

3. Установить, что критерии оценки результативности и качества труда работника не учитываются при выплате всех видов персональных выплат.

4. Персональную выплату за опыт работы работникам учреждений установить в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях культуры и искусства (государственных или (и) муниципальных).

5. Предусмотреть механизм увеличения единовременной материальной помощи, размер которой остается неизменным с 2005 г.

Не менее значим вопрос оплаты труда в автономных учреждениях культуры, где сохраняется тарифная система оплаты труда в тех же размерах, что у работников бюджетных учреждений.

Совместно с министерством культуры края был проведен анализ изменения заработной платы работников АУ. Исходя из данных, увеличение заработной платы работников АУ произошло в целом только за счет повышения тарифных ставок с 1 апреля и с 1 октября 2011 года. То есть, как и во всех остальных типах учреждений культуры. Это обстоятельство является малопривлекательным при решении вопроса об автономизации учреждения.

Не оставались без контроля и вопросы индивидуального характера. Так, в одном из краевых учреждений работодатель неоднократно изменял определенные сторонами условия трудового договора без получения согласия со стороны работников, что приводило к выплате заработной платы не в полном объеме. Крайкомом работников культуры по данному факту была осуществлена проверка, и работодателю направлено требование по устранению нарушения и произведению перерасчета заработной платы.

Также без каких-либо оснований изменено рабочее место члена профсоюза и снижена доплата. Вопрос урегулирован, заключено соответствующее дополнительное соглашение

В прошлом году крайком столкнулся с проблемой снижения и отмены части стимулирующих выплат (за интенсивность) в муниципальных учреждениях культуры г. Красноярска. При этом объем предоставляемых услуг учреждениями, интенсивность труда работников не уменьшались. Считая такие случаи недопустимыми, в июне 2011 г. крайком попытался решить этот вопрос совместно с министерством культуры края и министерством финансов. По информации, полученной от председателей первичек, ситуация исправилась.

В августе 2011 года крайком культуры обратился в правительство края с предложением по внесению дополнений в Постановление совета администрации края от 31.01.2005 г. № 28-п в связи со сложностью определения разряда оплаты труда администраторов филармонии. Министерство культуры Красноярского края эту инициативу поддержало, подготовило проект по внесению изменений в НПА. В настоящее время вопрос решается с правовым управлением губернатора.

Режим рабоЧего времени

При проведении экспертизы проектов коллективных договоров крайкомом даны рекомендации по включению в них особенностей регулирования труда творческих работников. Однако не все учреждения используют норму ст. 351 ТК РФ. Например, музыкальный театр и театр Пушкина отразили в своих договорах особенности театрального труда, а вот филармония и театр оперы и балета до сих пор остаются без коллективного договора.

По-прежнему актуален вопрос разрывного рабочего дня. В учреждениях имеются случаи, когда такой режим не указан в трудовых договорах работников как условие. А ведь оно является основанием для выплаты компенсационного характера за особые условия до 50%. Встречались случаи, когда эта выплата подменялась стимулирующей выплатой.

В последнее время обострилась проблема так называемого "творческого застоя" у творческих работников, т.е. когда работники, например, театра, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Крайкому пока удалось отстоять позицию, следующую из буквального толкования ч. 5 ст. 157 ТК РФ, согласно которой это время простоем не является и оплачивается в соответствии с трудовым договором и применяемой работодателем системой оплаты труда.

Осталась неотрегулированной социальная защищенность педагогов в части 18-часовой нагрузки и досрочной пенсии, несмотря на то, что детские школы искусств приобрели статус предпрофессионального образования. Эти проблемы неоднократно в течение длительного периода крайком и РПРК обозначали перед федеральной властью.

По мере необходимости крайком осуществлял помощь в подготовке мотивированных мнений на локальные акты учреждений. Особую активность и принципиальность в этом вопросе проявлял председатель профкома филармонии.

Оздоровление

Что касается оздоровления работников, то здесь следует отметить, что распределение путевок в санаторий "Тесь" осуществляется специальной комиссией, в состав которой входит представитель крайкома.

Для оздоровления работников краевых и муниципальных учреждений культуры в 2010 году в краевое автономное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь" выделено 170 путевок (в том числе, 56 — работникам подведомственных учреждений), в 2011 году 184 путевки (в том числе, 71 — подведомственным учреждениям), что на 15 путевок больше, чем в 2010 году.

В 2011 г. по инициативе крайкома были приобретены путевки на льготное краткосрочное пребывание в санатории "Озеро Шира", правда, за счет самих членов профсоюза. Там побывало 50 человек и членов их семей.

Развитие социального партнерства

Охват коллективным договорным регулированием учреждений культуры остается по-прежнему низким. Например, из 33 краевых учреждений культуры только в 18 заключены коллективные договоры.

Несмотря на проводимые крайкомом мероприятия (составление проекта коллективного договора, проведение разъяснительной работы) количество КД не увеличивается. Определенным стимулом к заключению КД стал переход на НСОТ. Все учреждения, перешедшие на НСОТ, имеют КД.

В числе причин незначительного распространения договорного регулирования можно назвать отсутствие или недостаток бюджетных средств на реализацию вопросов, требующих финансирования, улучшения условий труда; нежелание работодателей в этих условиях брать на себя обязательства; пассивность сторон социального партнерства; затягивание переговорного процесса и т.п.

Оксана ГАГОВСКАЯ,
председатель краевой организации профсоюза работников культуры



/09/16./02/16./2012/16 - 20:16
1730



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2020
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.