Федерация профсоюзов Красноярского края

Опровержение
О ФПКК
Новости
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
   2003-й год
   2004-й год
   2005-й год
   2006-й год
   2007-й год
   2008-й год
   2009-й год
   2010-й год
   2011-й год
   2012-й год
     N02-2012
     N03-2012
     N04-2012
     N05-2012
     N06-2012
     N08-2012
     N09-2012
     N11-2012
     N14-2012
     N15-2012
     N16-2012
     N18-2012
     N19-2012
     N20-2012
     N21-2012
     N23-2012
     N26-2012
     N27-2012
     N28-2012
     N29-2012
     N31-2012
     N35-2012
     N36-2012
     N37-2012
     N44-2012
     N46-2012
     N48-2012
   2013-й год
   2014-й год
   2015-й год
   2016-й год
   2017-й год
   2018-й год
   2019-й год
   2020-й год
   2021-й год
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Правовая работа
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 old-fpkk.ru


Самые популярные, интересные, полезные разделы и материалы сайта! Хотите знать почему? Смотрите сами!!!


 Новое на сайте:

Что нужно знать о расчетном листке?

Первомай-2021: как это было

"Профсоюз слышат" Мэр Красноярска провел встречу с профсоюзным активом края

Совет ФПКК № 13 от 22.04.2021


На сайте размещено
материалов: 2757


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Первое профсоюзное интернет-тв

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

N09-2012

Профсоюзы и НСОТ. Роль профсоюзов во внедрении новой системы оплаты труда в бюджетной сфере Красноярского края (на примере работников культуры)

Правовой статус современных российских профсоюзов определяется Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Исходя из содержания данных документов, одной из главных функций профсоюзов является регулирование оплаты труда, которая реализуется через их участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда и, в частности, трехсторонних соглашений, регламентирующих условия оплаты труда по отраслям. Какую же роль играют профсоюзы во внедрении новой системы оплаты труда (НСОТ) в бюджетной сфере? Рассмотрим этот вопрос на примере работников культуры Красноярского края.


Но сначала несколько вводных положений.

Для разных уровней финансирования бюджета системы оплаты труда работников учреждений определяются разными нормативными актами.

Так, федеральные бюджетные (казенные) учреждения используют федеральные законы (иные нормативно-правовые акты). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее — Постановление N 583), которым в том числе утверждено и Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений. Также такие учреждения должны применять ряд приказов министерства культуры и министерства здравоохранения и социального развития России.

Что касается отраслевых положений, то федеральные учреждения культуры должны руководствоваться следующими нормативными актами:

— Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 570 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии";

— Приказом Минздравсоцразвития России от 14.03.2008 N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии".

Учреждения субъектов Российской Федерации устанавливают систему оплаты труда на основании федеральных законов (иных нормативно-правовых актов) и законов субъектов Российской Федерации. Регионы вправе самостоятельно устанавливать системы оплаты труда (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Муниципальные учреждения руководствуются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Это значит, что на уровне муниципалитетов порядок и условия оплаты труда органы местного самоуправления устанавливают самостоятельно (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Для регионов и муниципалитетов Постановление N 583 не является обязательным. Но нужно помнить, что заработная плата работников муниципальных и региональных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов, ставок соответствующих профессиональных квалификационных групп (Письмо Минобороны России от 25.04.2009 N 315/2/203). Кроме того, учреждения любого уровня должны учитывать Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (ст. 135 ТК РФ). На 2011 г. они утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2010 (протокол N 10).

Следует отметить, что большинство субъектов Федерации при установлении систем оплаты труда работников государственных бюджетных и муниципальных учреждений предусмотрели установление окладов по профессиональным квалификационным группам, применение повышающих коэффициентов и выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Так, например, системы оплаты труда в Забайкальском крае, Иркутской областях и ряде других субъектов полностью аналогичны системам оплаты труда, которые устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

В тоже время ряд субъектов применяют системы оплаты труда полностью или частично отличные от федеральных, в частности Красноярский край (нет повышающих коэффициентов, размеры минимальных окладов ниже федеральных).

В учреждениях культуры по состоянию на 1 октября 2010 года новые системы оплаты труда введены в 50 субъектах Российской Федерации при увеличении фонда оплаты труда (ФОТ) учреждений от 5 % (Саха Якутия) до 50,6 % (областные учреждения Ульяновской области), а также без увеличения ФОТ (Воронежская область). В большинстве регионах Российской Федерации при введении НСОТ была осуществлена оптимизация штатной численности работников учреждений, а также ликвидация учреждений культур (Брянская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Оренбургская, Саратовская области и др.).

Переход на новые системы оплаты труда также обеспечивает рост средней заработной платы работников бюджетных учреждений. Например, в Красноярском крае темп роста средней заработной платы работников бюджетных учреждений культуры после введения новых систем оплаты труда составил 117,7% — 120,5%.

При этом доля стимулирующих выплат в ФОТ при НСОТ в сфере культуры составила 59,6 %. (по информации Министерства культуры Красноярского края). Хотя существует необходимость по установлению соотношения доли базовой части заработной платы не менее 60 %, доли выплат стимулирующего характера не менее 40 %.

Рассмотрим в качестве примера поэтапного введения новых систем оплаты труда опыт Красноярского края в сфере культуры.

Одним из первых участников эксперимента в 2010 году стали два краевых учреждения культуры: Государственный центр народного творчества и краевая детская библиотека.

В результате проводимого Красноярской краевой организацией Российского профессионального союза работников культуры мониторинга в течение 2010-2011 годов в учреждениях обеспечивается сохранение гарантированной части заработной платы работников.

С внедрением новой системы оплаты труда, уровень заработной платы по итогам года повысился в среднем на 20% и в библиотеке и в Центре.

Сотрудников, у которых размер заработной платы снизился по сравнению с тарифной системой оплаты труда, в учреждениях нет. По данным Министерства культуры Красноярского края повысилась заинтересованность сотрудников в достижении высоких результатов деятельности и повышении качества работы учреждения.

Для примера посмотрим индивидуальный рост заработной платы по основным должностям за 2010 год (сведения предоставлены Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю) (см. таблицу).

Так как оплата труда работников осуществляется в соответствии с критериями оценки результативности и качества труда работников, утвержденными локальными нормативными актами учреждений, размер стимулирующих выплат индивидуален для каждого работника.

Второй этап стартовал с 1 сентября 2011 года. Участниками эксперимента стали 17 из 26 заявленных учреждений культуры, из них краевых учреждений — 4, муниципальных — 13.

В качестве плюсов для введения НСОТ можно отметить следующее:

Во-первых, это сама цель введения — повышение заработной платы и качества услуг, потребителями которых все мы являемся. Кроме того, введение НСОТ происходит с увеличением ФОТ на 20 %, т.е. работники получили увеличение заработной платы на фоне отсутствия ее повышения в течение двух лет.

Во-вторых, переход осуществляется в порядке эксперимента, а это позволяет совершенствовать нормативные правовые акты и мероприятия по введению НСОТ. При разработке нормативных правовых актов и локальных нормативных актов учитывается мнение профсоюзов всех уровней. В связи с чем, переходя на новую систему оплаты труда, необходимо тщательно разрабатывать и принимать с учетом мнения первичной профсоюзной организации такие локальные акты, как положение по оплате труда работников, положение о премировании, положение об аттестации, коллективный договор.

Профсоюзами осуществляется мониторинг реализации НСОТ в учреждениях. Непосредственно в учреждениях первичные профорганизации участвуют в оценке деятельности работников при установлении стимулирующих выплат.

В-третьих, НСОТ стимулирует работников на увеличение активности, дает возможность инициативным работникам иметь более высокую заработную плату.

В-четвертых, критерии оценки результативности и качества труда, исходя из которых, работник знает, за что получит стимулирующие выплаты, могут конкретизироваться, дополняться и уточняться в коллективных договорах, локальных нормативных актах с учетом специфики учреждения.

Тем не менее, хотелось бы отметить ряд проблем, возникших при подготовке по введению и реализации НСОТ.

Но об этом — в следующем выпуске "Профсоюзов Красноярья".

Окончание.

Лилия РОМАНОВА, юрист красноярской краевой организации профсоюза работников культуры



/12/38./03/38./2012/38 - 17:38
2828



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2020
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.