Федерация профсоюзов Красноярского края

Опровержение
О ФПКК
Новости
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
   2003-й год
   2004-й год
   2005-й год
   2006-й год
   2007-й год
   2008-й год
   2009-й год
   2010-й год
   2011-й год
   2012-й год
   2013-й год
   2014-й год
   2015-й год
     N03-2015
     N09-2015
     N13-2015
     N15-2015
     N25-2015
     N26-2015
     N32-2015
     N33-2015
     N34-2015
     N38-2015
     N42-2015
     N43-2015
     N45-2015
     N47-2015
     N48-2015
   2016-й год
   2017-й год
   2018-й год
   2019-й год
   2020-й год
   2021-й год
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Правовая работа
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 old-fpkk.ru


Самые популярные, интересные, полезные разделы и материалы сайта! Хотите знать почему? Смотрите сами!!!


 Новое на сайте:

Что нужно знать о расчетном листке?

Первомай-2021: как это было

"Профсоюз слышат" Мэр Красноярска провел встречу с профсоюзным активом края

Совет ФПКК № 13 от 22.04.2021


На сайте размещено
материалов: 2757


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Первое профсоюзное интернет-тв

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

N42-2015

Тыва как территория присутствия Росуглепрофа, или за Саянами

Запланированная еще с лета поездка в ООО «Тувинская горнорудная компания» (ТГРК) заинтересовала меня, как никогда раньше. Одна только мысль о возможности соприкоснуться с чем-то новым, неизвестным сулили массу эмоций и впечатлений. Впрочем, не для меня одной. Мы собирались, как говорят тувинцы, «за Саяны». И это не только географическое обозначение данного региона – это, по мнению местного населения, обозначение другого мира, отгороженного от нас хребтами Саян и Танну-Ола.


ПОЕХАЛИ!

Вооружившись сертифицированной спецодеждой «Техноавиа», фотоаппаратом, справочной литературой, необходимыми документами и хорошим расположением духа, представители Красноярской территориальной организации Российского независимого профсоюза угольщиков (КТОРН) в составе председателя Николая Байкина, его заместителя Ирика Хамитова, главного бухгалтера Юлии Ковалевой и меня, технического инспектора труда Марины Спевакиной, 26 октября дружно направились в аэропорт Красноярска.

Не смотря на то, что октябрь не самый замечательный месяц для путешествий, выпавший снег и минусовая температура не лишали оптимизма команду КТОРНа в осуществлении своих планов. А их, надо заметить, было не мало. Во-первых, необходимо было проинспектировать саму первичку во главе с ее председателем Евгением Лавреновым, готовящимся к проведению своей первой отчетной конференции перед членами профсоюза. Год назад выбранный на эту должность Е.В. Лавренов нуждался не только в консультативной помощи, но и в действенном обучении по вопросам, касающимся уставной деятельности Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф).

Во-вторых, требовалось проведение технической инспекции по вопросам соблюдения со стороны работодателя нормативных требований трудового законодательства в области, как охраны труда, так и промышленной безопасности.

Но всё же самая основная задача определялась нами как личное «живое» общение с работниками предприятия – членами профсоюза.

ВСТРЕЧА. КАА-ХЕМСКИЙ УЧАСТОК

…Аэропорт города Кызыл встретил нас промозглой дождливой погодой и ожиданием багажной тележки на обочине взлетного поля. Потоптавшись около двадцати минут и, наконец-то, забрав свои сумки, мы с большой радостью расположились в теплом салоне автомобиля встречающего нас Евгения. Запланированная на четыре дня командировка буквально была расписана по минутам и не входившие в нее экскурсионные маршруты несколько огорчали меня как заядлого путешественника. Однако, в лице председателя первички ТГРК мы получили прекрасного гида, интересного и весьма осведомленного рассказчика. Передвижения по автомобильным дорогам Республики Тыва постоянно сопровождались историями об этой удивительной земле.

Буквально побросав в гостиничных номерах свои сумки, наскоро пообедав, в два часа дня мы прибыли на Каа-Хемский участок компании. Здесь стоит сделать историческую справку создания самой компании – ТГРК.

Конец 60-х годов прошлого века ознаменовался промышленной разработкой открытым способом Чаданского и Каа-Хемского месторождений, пришедших на смену маломощным разрезам того времени, не позволяющим в полной мере обеспечить потребность районов Тывы. В 1964 сдается в эксплуатацию разрез «Чаданский», а в 1970 – строится «Каа-Хемский», в который при его запуске вливается Чаданский уже как участок нового угольного предприятия. На протяжении 45 лет предприятие является единственным поставщиком угля на территории Республики Тыва. Получив регистрацию в апреле 2008 и войдя в структуру En+Group, ТГРКа приобретает данное угольное предприятие и создает новые структурные подразделения. Уникальный комплекс ТГРК имеет благоприятные условия для своего развития. Потенциал природного топлива составляют запасы коксующихся и энергетических каменных углей марок «Ж» и «ГЖ». Угли этих марок относятся к особо ценным коксующимся углям и применяются в коксохимической промышленности, составляя от 20 до 70% коксовых шихт. Полученный кокс обладает высокой структурной прочностью и пользуется огромным спросом у металлургов.

Каа-Хемский участок ТГРК закрывает южный и центральный округ республики, обеспечивая топливом население восточной части районов Тывы. Отсюда же осуществляется и отправка угля автомобильным транспортом внешним потребителям до железнодорожной станции Минусинск Красноярского края. Отсутствие железнодорожного сообщения в республике привело к необходимости создания смешанной логистической схемы. Круглосуточно, преодолевая более 400 километров сложнейшего горного рельефа, уголь ТГРК доставляется автотранспортом до Минусинска, а затем перегружается в железнодорожные вагоны и следует к своему потребителю. Вот уж поистине дорогой ценной дается «черное золото» угольщикам ТГРК, не теряющим зыбкой надежды, связанной со строительством железнодорожной ветки Кызыл-Курагино. А уж какую экономию бюджетных средств дала бы реализация этого проекта для компании, думаю, очевидно.

Идя по коридорам здания административно-бытового комплекса, то там, то здесь мы встречали заинтересованно-встревоженные взгляды, ясно говорящие о том, что приехали «чужие». Организационное совещание по предстоящей работе в кабинете технического директора ТГРК Валерия Куликова, а также дальнейшее общение со специалистами участков и служб позволили понять не совсем обычное отношение к представителям Росуглепрофа.

Буквально перед нашим приездом с проверкой на предприятие побывали представители Ростехнадзора и выписали немалую сумму штрафа, заставившую всех недоумевать. По нескольку раз приходилось объяснять работникам компании, что профсоюзные инспекции будь то техническая либо правовая, не являются карающими органами. У социальных партнеров цель одна – сохранение жизни и здоровья работников угольных предприятий!

Отработав в плотном режиме часть запланированных мероприятий, уставшие, с массой впечатлений и эмоций, мы возвращались в гостиницу. На следующий день, 27 октября, нас ждало посещение Чаданского участка. Мы и представить себе не могли, сколько еще потрясений принесет нам эта поездка.

ДОРОГОЙ МУЖЕСТВА. ЧАДАНСКИЙ УЧАСТОК

Чаданский участок ТГРК находится в западном регионе республики Тыва, на расстоянии всего «каких-то» 200 километров от Каа-Хема. Федеральная трасса М-54 имеет красивое и родное название «Енисей», пролегая через горные хребты Саянских гор и, кто бы знал тогда, имеет первую категорию сложности. Прикинув в уме, сколько по времени может занять дорога, у меня получилось немного более 2-х часов. «Хорошая возможность вздремнуть»,– наивно подумала я.

К утру 27 числа тывинские степи, горы и равнины окутало белым покрывалом снега. В Кызыле с самого утра дружно работали дворники и успевали убрать не навязчиво падающий снег. Вчетвером – Николай Иванович, Ирик Хакимьянович, Евгений Владимирович и я, – мы уселись в предоставленный администрацией компании автомобиль. Немногословный водитель Владимир Юрьев перекинулся парой фраз о выпавшем снеге и проверил, пристегнула ли я ремень безопасности: мне отвели более комфортное место рядом с ним.

Поначалу очень скромно падающий снег в Кызыле и его окрестностях постепенно приобретал вид белой пелены. Горы, окружающие дорогу с обеих сторон, снежные перевалы, обочины, не имеющие никаких ограждений, вызывали ужас ледяного плена. За зиму на данном участке выпадает столько осадков, что снегоуборочная техника не всегда может справиться! Опять же, велика опасность схода снежных лавин. Автомобильная трасса нередко просто перекрывается, и тогда груженые машины с углем простаивают вместе с остальным транспортом. Не жалует эта «дорога мужества» и в летнее время. Водители угольных автоколонн, стоя на Каа-Хемском весовом комплексе, рассказали нам немало историй про самый сложный Буйбинский перевал, высота которого – 1400 метров.

Расстояние в двести километров растянулось почти на четыре часа пути. Пути, по которому то с одной то с другой стороны на обочинах стояли поперек, лежали на боку, пробуксовывали легковые авто, грузовые же не могли преодолеть тот или иной подъем. Водитель почтового фургона сидел с отстранённым лицом, видимо, соображая, вперед или назад ему нужно ехать. Владимир, посигналив ему и весело что-то крикнув в окно, мастерски взял очередную вершину. Возвращаясь вечером в Кызыл, мы вновь встретили его друга на почтовом фургоне в том же самом месте – он с трудом за несколько часов смог развернуть свою машину. Кто-то из моих коллег грустно пошутил: «Поздравительная открытка теперь опоздает».

Начальник Чаданского участка Станислав Горбунов встретил нас на территории административно-бытового комплекса. Удаленность от города Чадан и других муниципальных пунктов привели к строительству на данной территории зданий столовой и бани, общежития, гаражей, мастерских и многого другого. Здесь же, всего в нескольких метрах, стоит небольшой двухквартирный одноэтажный домик, одна половина которого – медицинский пункт, а вторая – «апартаменты» Станислава Сергеевича. Вот и получается, что находится начальник Чаданского участка на работе круглосуточно, причем изо дня в день и месяц за месяцем.

Как гостеприимный хозяин, С. С. Горбунов отвел команду Росуглепрофа в столовую участка, пообедав вместе с нами. Отдельного повествования требуют столовые обоих участков ТГРК, в них нет привычного лоска – деревянные столы и скамьи, достаточно чисто, на столах салфетки. А вот ассортимент блюд, их количество и размер тарелок лично у меня вызвал панику, я думала, что не смогу съесть свою порцию до вечера. Стоимость обедов на Чаданском участке обошлась каждому в 61 рубль, на Каа-Хемском – от 90 до 110 рублей. Ограниченное количество салатов с лихвой восполняется мясным ассортиментом, здесь предлагают всевозможное мясо от куриного до печеночных котлет, несколько видов гарнира и первых блюд. Поразило отсутствие черного хлеба, впрочем, не только в горняцких столовых. Его мы не обнаружили ни в одном из гостиничных кафе, видимо, данный продукт не является национальным пищевым приоритетом.

Проведя небольшую планерку в кабинете начальника участка и разделившись на группы для более конструктивной работы, мужчины уехали «в гору», я же начала инспекцию нормотворчества заместителя начальника Чаданского участка по охране труда – Даланы Даржай.

Добыча угля на Чаданском привязана к объему потребления его местными предприятиями и населением, и, соответственно, только с автотранспортной доставкой. На участке есть вся необходимая техника для ведения горных работ: шагающие экскаваторы марки ЭШ 10/70, ЭКГ 5А вместимостью 10 и 5 кубов, 45-ти и 55-тонные "БелАЗы", буровые установки, способные бурить скважины 200 мм в диаметре и до 60 м глубиной, бульдозерная, а также вспомогательная техника: погрузчики, самосвалы. Разведанные месторождения угольного бассейна достигают глубин не более 300 метров. Это обусловлено трудными условиями эксплуатации угольного пласта. Чтобы извлечь на поверхность каменный уголь «намертво скованный» породой, ее необходимо взорвать. Если бы нас ранее не предупредили о взрыве, я, скорее всего, и не обратила бы внимание на глухой, почти неслышимый звук.

Далана – молодая тувинка, заметно нервничала, предоставляя мне на проверку запрашиваемые документы. И, чтобы разговорить ее и сгладить напряженную атмосферу, пришлось провести очередную «психологическую разгрузку», объясняя общую цель и задачи в области обеспечения безопасной жизнедеятельности работников участка. Второй час общения пролетел почти незаметно, Д. Даржай старательно записывала в свой ежедневник малейшие замечания и рекомендации. Закончив с бумажной работой, мы проинспектировали социально-бытовые помещения, баню и душевые, проверили ведение противопожарных мероприятий и многое другое.

По возвращении «с горы», всеми участниками инспекции сразу же был произведен «разбор полетов», отмечены выявленные недостатки в работе, замечания и рекомендации. Здесь стоит отметить, что предпосылками для них являются, с одной стороны, трудные геологические условия, в которых идет эксплуатация техники и которые приводят к ограничению ее срока службы и требуют значительного перевооружения. С другой – кадровый «голод». Чаданскому участку, как и всей компании в целом, не хватает узких специалистов, как рабочих, так и инженерно-технических работников. Местные жители – тувинцы не с большой охотой идут работать по рабочим профессиям. Практически отсутствующая промышленность в Тыве с ее социально-экономической обстановкой не позволяют создать и кадровый резерв специалистов и руководителей. Ища выход из сложившейся проблемы, работники принимаются по срочным трудовым договорам и обучаются, если у них возникает желание дальше работать. Однако подобная ситуация значительно снижает мотивацию профсоюзного членства, о которой много говорилось на отчетной конференции председателя первичной профсоюзной организации ТГРК.

Неумолимо бегущее время звало в обратный путь. Распрощавшись с новыми друзьями и коллегами, помня заснеженные перевалы и льдом покрытую дорогу, мы с большой долей тревоги отправились в Кызыл. И здесь нас вновь ждало удивительное явление природы. Тывинский климат во всей красе показал свою «резкую континентальность». Минуя первый заснеженный перевал, наш автомобиль выехал на абсолютно чистую и местами сухую дорогу. Ото льда и снега ни осталось ни единого следа! Казалось бы, устойчивый снежный покров лег до весны, ан нет – не время. Ярко слепящее солнце, лазурно голубое небо и великолепие Саян позволили восхититься красотою местной природы. Обратный путь, как я и предполагала, занял у нас чуть более двух часов.

От всей души искренне поблагодарив водителя нашего «внедорожника», переполненные эмоциями от увиденного, мы возвращались в гостиницу. Времени на отдых практически не оставалось: следующий день – 28 октября был не менее важным и значимым в работе представителей Красноярской организации Росуглепрофа и многое еще нужно было успеть обсудить и решить.

КОНФЕРЕНЦИЯ

Грамотно спланированная председателем КТОРНа Н.И. Байкиным работа за неполные четыре дня командировки позволила полномасштабно охватить все вопросы, связанные с исполнением Устава Росуглепрофа. В день посещения Чаданского участка главным бухгалтером Юлией Ковалевой проводилась работа в Кызыле по проверке бухгалтерской документации, ревизия расходования отчислений денежных средств членов первички, составлялись отчеты в рамках подготовки к запланированной конференции. Я же, как технический инспектор труда, в день проведения конференции была освобождена от участия в ней для проведения анализа выявленных нарушений в области охраны труда и промышленной безопасности, разработки мероприятий и рекомендаций по их устранению. Заместитель председателя – И.Х. Хамитов в эти дни являл собой консультанта и координатора мобильности нашей рабочей группы.

В связи с отсутствием на Каа-Хемском участке актового зала, отчетная конференция проводилась в столовой предприятия, вместившей в себя не только избранных делегатов конференции, членов профсоюза, но и всех желающих работников компании. Начало конференции ознаменовалось отчетом генерального директора ТГРК Евгения Дмитриева о проделанной работе за 2014 год и девять месяцев 2015, планах добычи угля и концепции дальнейшего развития угольного предприятия. Приняв к сведению доклад первого руководителя, присутствующие на конференции с живым интересом заслушали доклады председателя первичной профсоюзной организации – Евгения Лавренова о работе профсоюзного комитета и членов ревизионной комиссии об исполнении финансовой дисциплины в первичке. Потом посыпались вопросы, касающиеся социально-экономического партнерства.

И опять недоумению представителей КТОРНа не было предела – на этот раз удивлял не сам регион, а его жители. Работники предприятия – не являющиеся членами профессионального союза, не отчисляющие ни единого рубля для работы первички, начали подсчитывать и делить профсоюзный бюджет! Особо поражали своим рвением «узкие» специалисты, которых грамотно «осаживали» руководители Красноярской территориальной организации Росуглепрофа, при этом компетентно и конструктивно ведя диалог со всеми участниками происходившего разговора. Руководителями КТОРНа была оказана действенная консультативная помощь по всем прозвучавшим вопросам. Итогом конференции стало единогласное признание работы профкома первички за отчетный период удовлетворительной.

СВЕТЛЫЕ НАДЕЖДЫ. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Последний день пребывания специалистов Росуглепрофа в Туве – 29 октября был отмечен, как самой природой – приятной, теплой и солнечной погодой, – так и работниками компании, которые улыбками встречали нас на территории Каа-Хемского участка и в административном здании.

День отъезда отнюдь не стал поводом для нашего расслабления: до обеда продолжалась запланированная работа, а в 13 часов в кабинете генерального директора должно было состояться заключительное совещание по результатам проведенной инспекции. Мобильная группа КТОРНа, вновь разделившись на части, с самого утра продолжила свою работу. Я, по специфике своей работы, направилась к заместителю технического директора по промышленной безопасности и охране труда Роману Крылову. Нам предстояло многое обсудить и решить, так как в ведении Романа Витальевича находятся оба участка компании – Каа-Хемский и Чаданский. В его кабинете меня ожидала очередная приятная встреча с руководителем учебного пункта ТГРК – Светланой Ли, грамотность, компетентность во многих вопросах и уверенность которой поразили меня еще при первой встрече. «День задался!» – подумала я и почти два часа «сдавала экзамен» Светлане Витальевне на свою принадлежность к когорте технических инспекторов.

Осознание того, что нас «приняли» пришло все в той же пресловутой столовой. Стоя в общей очереди работников предприятия, мы уже не чувствовали себя «заморскими гостями». Кто-то подходил просто поздороваться, женщины – работницы столовой широко улыбались, были и желающие послушать, о чем мы там говорим. Возникало некое ощущение единения с этими людьми и это радовало. Возможно, хорошее настроение работников было связано и с предстоящими праздничными мероприятиями, посвященными 45-летию разреза Каа-Хемский и запланированными на 30-31 октября. Не смотря на ранее полученное приглашение по случаю юбилейной даты, мы не могли остаться – на учете в Красноярской территориальной организации Росуглепрофа стоит с десяток первичек, более 4 000 членов профсоюза и всем нужна та или иная помощь.

Накануне конференции мы передали в первичкуТГРК привезенные с собой несколько экземпляров периодических профсоюзных изданий: газету «Солидарность» с вкладкой «Профсоюзы Красноярья» и нашу родную – «На-гора!», предварительно отобрав материалы, отражающие работу КТОРНа. Многотиражки в день проведения конференции были быстро разобраны ее делегатами и мы, практически с пустыми руками, пожурив председателя первички и посоветовав ему направлять руководству компании получаемую профсоюзную периодику, направились в кабинет генерального директора.

Совещание в рамках конструктивной беседы с первыми руководителями компании Е.Г. Дмитриевым и В.М. Куликовым позволило осветить целый ряд существующих на предприятии проблем, связанных с социально-экономическим партнерством, обеспечением надлежащего надзора в области охраны труда и промышленной безопасности. Замечания и предложения со стороны представителей Красноярской территориальной организации Росуглепрофа, по словам руководства ТГРК, будут сформированы в отдельные мероприятия и исполнены в указанные сроки. Был решен злободневный для многих первичек вопрос – создание института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и экологии с обучением их за счет бюджета предприятия. Говоря о наболевшем и выразив благодарность специалистам КТОРНа, Евгений Геннадиевич отметил, что данное посещение представителей Росуглепрофа позволило им по-новому посмотреть на работу общественной организации.

***

На взлетной полосе Кызыльского аэропорта нас уже ждал Ан-24. Удобно разместившись в салоне самолета, улетая из региона, имеющего в своих недрах огромные богатства полезных ископаемых, особый социально-культурный тувинский этнос, мы увозили массу впечатлений, поразивших нас до глубины души, прогоняя сомнения и питая надежды на долгосрочное и добропорядочное социальное партнерство.

Марина СПЕВАКИНА,
технический инспектор труда Красноярской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф)



/13/41./11/41./2015/41 - 16:41
1515



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2020
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.