– Олег Халильевич, как краевой профсоюзный лидер, как вы оцениваете итоги 2016 года?
– Профсоюзная деятельность напрямую связана с положением дел работников – мы стоим на страже их интересов и прав. Трудящиеся, в свою очередь, зависят от работодателя, а он – от состояния экономики. Не открою секрета, если скажу, что экономическая ситуация в стране в целом, и в регионе в частности, оставляет желать лучшего. С негативными последствиями столкнулись практически все отрасли и предприятия: крупные производства, малый и средний бизнес. Как следствие, по итогам 2016-го покупательная способность работников как минимум не повысилась – зарплаты не росли. И это при том, что инфляцию никто не отменял, пусть по итогам 2016-го она и не была такой значительной как годом или двумя ранее. Возникли и другие вопросы: сокращение премий, короткая рабочая неделя, прочие негативные последствия уменьшения выпуска производства. В этой ситуации для нас как профсоюзов основной задачей стала защита трудовых прав работников. Как и всегда, а в этом году особенно, на контроле был вопрос соблюдения трудового законодательства. Хотя есть и другие примеры. Так, предприятия оборонного комплекса, такие как «Красмаш», «Радиозавод», «Горно-химический комбинат», ИСС им. Решетнева – они загружены работой. Нас это очень радует; профсоюзные организации активно включены в рабочий процесс и это позволяет решать социальные задачи. Если резюмировать, год для профсоюзов был непростым, но результативным. Мы отслеживали проблемы и занимались их решением.
– С помощью каких именно инструментов велась эта работа?
– Форматов работы множество, подробно остановлюсь на нескольких из них. К примеру, это еженедельный мониторинг ситуации на проблемных предприятиях, где были зафиксированы долги по заработной плате, введена короткая рабочая неделя, происходило массовое сокращение работников или отмечались нарушения трудовых прав. Собранная информация передавалась в надзорные органы – инспекцию труда и прокуратуру Красноярского края, чтобы они держали эти предприятия на особом контроле. Положение дел на проблемных предприятиях регулярно обсуждалось в рамках рабочей группы, в состав которой кроме профсоюзов, прокуратуры и трудинспекции также входили представители отраслевого министерства. Ряд из таких рабочих групп инициировал именно профсоюз; для участия в них приглашались руководитель, либо представитель предприятия-должника. Он делал доклад о том, почему сложилась такая ситуация и главное – каким образом ее планируется решить.
Также профсоюзы совместно с прокуратурой и инспекцией труда начали формировать план и проводить проверки организаций всех форм собственности на предмет соблюдения трудового законодательства. Так, в конце 2016-го проверки прошли в организациях культуры и строительного комплекса. Отмечу, что ключевая цель таких проверок не наказать работодателя, а выявить недочеты – а они, как правило, есть; и предложить варианты их решения. И такой формат работы дает свой результат: многие работодатели благодарны за то, что мы помогли выявить недочеты, не доводя ситуацию до конфликта или тем более привлечения к ответственности.
– Какие конкретные итоги вы отнесли бы к важным победам профсоюзов края в 2016 году?
– Благодаря нашему участию полностью была погашена задолженность по зарплате на «Краслесинвест». «Енисейский целлюлозно-бумажный комбинат» – предприятие банкрот, на счетах – ноль. Сейчас прилагаем усилия, чтобы окончательно погасить долги по зарплате; речь идет о цифре порядка 7 млн руб., хотя ранее долги достигали 60 млн руб. «Краснокаменский рудник» – до сих пор есть долги по заработной плате, около 6 млн руб., ситуация находится в поле нашего зрения. «Уярский мясокомбинат» – в результате конфликта между собственниками предприятие находилось в сложной ситуации, начали возникать долги по зарплате, в целом была неопределенность. Подключились профсоюзы – очень активно работал краевой профсоюз агропромышленного комплекса; ситуация на предприятии несколько раз рассматривалась при прокуратуре. В итоге самые острые проблемы были урегулированы, рассчитываем, что предприятие продолжит работу.
Активно работали в этом году по доведению заработной платы работников городского электрического транспорта до уровня отраслевого тарифного соглашения. Решали проблемы предприятий пассажирского автомобильного транспорта Красноярска. Если говорить в целом, не все вопросы нашли свое решение, но в каждом конкретном случае получалось достигнуть компромисса, который устраивал нас и вторую сторону – предприятие или исполнительную власть, в случаях, когда она являлась участником финансирования.
– Как оцениваете взаимодействие профсоюзов с исполнительной и законодательной властью региона – контакт сложился?
– Несомненно! Это нормальный рабочий контакт. Несмотря на то, что не по всем вопросам у нас есть полное понимание, нам так или иначе удается находить компромиссные решения. Важно, что власть готова к диалогу и слышит нас. Один из главных результатов работы – региональное соглашение об установлении минимальной заработной платы в Красноярском крае на 2016 год. В конце года подписано аналогичное соглашение на 2017 год.
Кроме этого, в прошлом году проходили встречи губернатора с профсоюзным активом. Плюс, губернатор отдельно встречался с профсоюзами народного образования, здравоохранения, авиаработников, жилищно-коммунального хозяйства. На всех этих встречах предметно обозначались проблемы каждой отрасли, обсуждались возможные варианты их решения. Очень важно, что по итогам таких мероприятий губернатор дает поручения ответственным ведомствам, по ним ведется работа и достигаются цели. Такой формат работы, безусловно, дает результат, и мы как профсоюз можем адресовать губернатору только слова благодарности.
Профсоюзы регулярно взаимодействовали с правительством Красноярского края: принимали участие в комиссии, на которой отраслевые министерства докладывают о ситуации с долгами по заработной плате и нарушениях трудовых прав работников на предприятиях региона. Это еще один важный инструмент, который мы использовали весь прошлый год и будем использовать далее.
В конце года мы вели переговоры по заключению нового (прежнее соглашение завершило свое действие в 2016 году) краевого трехстороннего соглашения между Федераций профсоюзов края, союзами работодателей и исполнительной властью, подписание которого планируется в ближайшее время. Основная задача документа – определить параметры социального партнерства между его участниками.
Кроме того, 30 декабря было подписано двухстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений для работников бюджетной сферы. В соглашении зафиксированы основные принципы ведения переговоров, консультаций по вопросам заработной платы и соцгарантий. Это базовый документ, на основе которого подписываются отраслевые соглашения, между министерствами и отраслевыми профсоюзами – в них конкретизируются тонкости работы каждой отрасли.
Мы активно работали в комитетах законодательного собрания, в первую очередь, в комитете по социальной политике. Высказывали свое мнение по наиболее важным для нас вопросам и еще до принятия закона предлагали инициативы.
– Расскажите подробнее о соглашении о минимальном заработной плате в Красноярском крае – в чем именно его значимость?
– Это соглашение – один из главных итогов продуктивной работы профсоюзов с правительством региона и лично с губернатором края Виктором Толоконским. Такое соглашение действовало в 2016 году. Минимальная заработная плата в нем установлена в абсолютных цифрах в размере федерального МРОТ, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку, с дифференциацией по территориям края. И это большая победа профсоюзов: в целом по России всего нескольким субъектам удалось заключить подобные соглашения; в СФО – мы единственные. Достичь такого результата удалось после серьезных консультаций и переговоров с правительством региона. В первую очередь, этот вопрос был обозначен нами перед губернатором, он наше предложение поддержал.
С середины прошлого года федеральный МРОТ увеличился до 7500 руб. Мы вступили в переговоры с правительством и работодателями по заключению нового соглашения на 2017 год, предложив сохранить утвержденные ранее подходы. Сделать это в полном объеме не удалось, но в итоге мы достигли договоренности, что действующая минимальная заработная плата (МЗП) будет увеличена на 6,7%. Если говорить о цифрах: действующая МЗП по соглашению 2016 года – для центральных и южных районов края (в том числе и в Красноярске) составляла 9926 руб., в новом соглашение для этих территорий — 10 592 руб. На севере, к примеру, в Туруханском районе цифра составит 20 991 руб., в поселке Хатанга – 26 376 руб. Всего 11 зон, в каждой из которой будут разные МЗП.
– Какие еще вопросы на уровне правительства края решали профсоюзы?
– Еще пять лет назад была создана рабочая группа по переводу предприятий бюджетной сферы на новую систему оплаты труда. В продолжении этой работы в декабре 2016-го состоялось очередное заседание во главе с председателем правительства края Виктором Томенко, на котором обсуждался вопрос об ограничении разницы в средней заработной плате между руководителями и работниками бюджетных организаций.
В 2016-м году был принят сначала федеральный, а после и краевой закон, ограничивающий разницу между средним размером заработной платы работника и руководителя. Надо сказать, появился такой закон не просто так. Еще три года назад профсоюзы активно ставили этот вопрос, потому что возникали серьезный перекосы, и мы сигнализировали о них в разные министерства и ведомства – вплоть до президента. В результате этой предварительной работы закон был принят. В федеральном акте обозначен коэффициент 8: зарплата руководителя не может быть больше зарплаты работника больше, чем в 8 раз; на уровне края этот коэффициент 6. При этом, коэффициенты могут быть скорректированы – это работу будут вести отраслевые министерства по каждой бюджетной организации. Это большая задача и сейчас мы только в начале пути. К вопросу уже подключились наши отраслевые профсоюзы: чтобы учесть все тонкости каждой сфере они работают по этой теме с отраслевыми министерствами. Работа важная, потому что в итоге все это будет транслироваться в коллективы и, в соответствии с требованием федерального закона, размеры заработной платы руководителей бюджетных организаций будут публиковаться на сайтах.
– К вопросу об отраслевых профсоюзах, работу каких из них по итогам 2016-го вы бы отметили особо?
– Очень качественно и системно работает профсоюз народного образования – это самая большая по численности профсоюзная организация. Отмечу профсоюз здравоохранения, который эффективно решает проблемы отрасли на уровне регионального министерства. Качественно работает профсоюз железной дороги. Несмотря на сложности краевой профсоюз автомобильного транспорта и дорожного хозяйства один из лучших и стабильных во всей РФ.
Если говорить о хороших примерах, стоит отметить знаковое событие на «Радиозаводе». Совместными усилиями работодателя и прямой организационной работой профсоюзной организации были построены четыре многоэтажных дома для молодых специалистов.
Отдельного упоминания заслуживает работа 47 координационных советов, созданных и действующих в муниципальных образованиях. Поддерживаем с ними постоянную связь, регулярно приглашаем председателей советов к нам, снабжаем их новой актуальной информацией.
– Вы не раз упоминали о важности образовательной составляющей в работе профсоюзов. Что было сделано в прошлом году?
– В Восточно-сибирском региональном центре профсоюзов регулярно проводились обучающие семинары. Это очень важное направление и,если судить по отзывам краевых профсоюзных организаций и самих обучающихся, качество преподавания в центре организовано на хорошем уровне.
– Какими внерабочими темами жили профсоюзы в прошлом году?
– Одна из главных – традиционная Спартакиада трудящихся Красноярского края. Свою спортивную подготовку в ней продемонстрировали около двух десятков команд. Отмечу, что соревнования проходят в Красноярске на лучших объектах спортивной инфраструктуры по согласованному с министерством спорта графику; правительство края в лице министерства оказывает нам содействие, практически безвозмездно предоставляя свои объекты для проведения мероприятий.
– В продолжении темы о важных законодательных изменениях. Кроме уже упомянутого закона об ограничении разницы между средним размером заработной платы работника и руководителя, какие еще нормативные акты были в поле зрения профсоюза?
– Таких правовых актов было несколько, но отдельно остановлюсь на законе о профессиональных стандартах, он вступил в силу с 1 июля 2016-го. Уже начата его поэтапная реализация. Согласно закону с 1 января этого года перейти на работу по профстандартам должны государственные бюджетные учреждения, муниципальные учреждения и организации с долей государственной собственности более 50%. Но вопросов возникает очень много: например, есть угроза включения в один профстандарт 3-4 профессии, что может дать право работодателю предлагать работнику за ту же зарплату делать гораздо больше, чем прежде. Этот вопрос заслуживает особого внимания. Мы будем вести мониторинг и разъяснительную работу применения этих законов, искать возможные защитные механизмы для работников.
Второй важный вопрос – это спецоценка. Принятый три года назад федеральный закон отменил аттестацию рабочего места, заменив ее спецоценкой. Еще на стадии обсуждения проекта профсоюзы говорили о возможных рисках. К сожалению, практика показывает, что профсоюзы были правы: работодатель начинает уменьшать степень вредности работы, а, следовательно, и доплаты, и отпуска. Этот вопрос находился в поле нашего зрения в прошлом году; мы обобщили информацию от отраслевых профсоюзов и направили ее в ФНПР для того, чтобы у профсоюзной инициативы о доработке закона были веские основания. Это одна из задач на новый, 2017-й, год.
– Какие еще цели стоят перед профсоюзами?
– Ключевые вопросы: профстандарты, спецоценка, система оплаты труда бюджетников. Контроль за выплатой заработной платы, соблюдением трудовых прав, охрана труда и техника безопасности – эти вопросы были и остаются нашим приоритетом.
Мы продолжим активную работу в информационном поле. Для этого у нас есть хорошие эффективные форматы: газета «Солидарность. Красноярский выпуск»; один из лучших сайтов среди профсоюзов – old-fpkk.ru; электронная рассылка актуальной информации – изменений в законах, соглашений, разъясняющих документов. Будем информировать работников обо всем, что происходит в жизни профсоюзов – как на уровне федерации, так и на уровне края.
– К слову об информационной работе. 2017 год как раз объявлен годом профсоюзной информации. На ваш взгляд, почему информированию в профсоюзной работе отводится такая значимая роль?
– Отвечу на своем личном примере. Шесть лет я работал председателем профсоюзной организации на разрезе «Березовский» – это три тысячи работников. Мне пришлось пройти через два сложных этапа: полугодовые долги по зарплате и сокращение почти трети коллектива. Информировать работников о работе профсоюзного комитета было для меня одной из главных задач. Вся информация оперативно вывешивалась на профсоюзном стенде: кому направили письмо, какой получили ответ, какой следующий шаг. Важно, чтобы каждый работник понимал, что и как делает профсоюз, что получается, а что нет. Если об этом не говорить, то может сложиться впечатление, что профсоюз не работает. И тут хорош любой инструмент: стенд, информационная рассылка, газета, современные каналы коммуникации – сайты, социальные сети. Если информационной работой не заниматься, то КПД работы профсоюза и мотивационная часть сводятся к нулю.
Наталья ТОМИНА