Романтика Енисея
На пр. имени газеты "Красноярский рабочий" за скромной проходной расположился целый город из судов. Тут стоят буксиры-толкачи, грузовой сухогрузный флот, нефтеналивные танкеры, дизель-электроходы, суда на подводных крыльях и многое другое. Весь этот флот обслуживает Красноярский судоремонтный центр – филиал акционерного общества "Енисейское речное пароходство".
История предприятия началась еще в начале прошлого века. В 1909 году на "Красноярском рабочем" был основан затон и мастерские, а позже на их основе построили Красноярский судоремонтный завод. В 1994 году "Енисейское речное пароходство" выделило из структуры завода Красноярскую базу флота. А в 2006 году Красноярская база флота была объединена с частью производственных мощностей и площадей Красноярского судоремонтного завода. Был образован Красноярский судоремонтный центр. Зимой работники обслуживают и ремонтируют суда, а летом уходят в навигацию. Сегодня на предприятии работает около 1000 человек. На летний период численность работников, как правило, увеличивается. Более 700 сотрудников – это плавающий состав, остальные – береговые рабочие.
На протяжении многих десятилетий на предприятии кипит профсоюзная работа. Вот уже 18 лет председателем первичной профсоюзной организации является Валерий Васильевич Фадеев, который не понаслышке знает о работе на водном транспорте. Он пришел на Красноярский судоремонтный завод в 1967 году. Начинал с должности рулевого-машиниста теплохода "Дежнев". Затем перешел на пароход "Истомин". А в 1978 году назначен капитаном-механиком теплохода "ОТА-897", в 1986 году – капитаном-дублером механика теплохода "ОТ-2409".
– В те годы мы все горели желанием скорее выйти с затона и отправиться в путь. Была какая-то романтика на борту теплохода. Мы работали не от звонка до звонка, вкладывали много сил в свой труд, были очень дружны. Я люблю Енисей. Если бы мне довелось прожить жизнь заново, то я бы остался верен речному делу, – говорит Валерий Фадеев.
В памяти профсоюзного лидера множество воспоминаний, связанных с работой на флоте. Так, было время, когда он брал на борт теплохода своих двоих сыновей и всегда мечтал, что однажды они встанут втроем за один штурвал. Эта мечта не сбылась, но тем не менее сыновья пошли по стопам отца. Один из сыновей – капитан судна, второй – заместитель начальника по безопасности в "ПассажирРечТрансе".
В 1966 году в Красноярске случилось сильное наводнение. Вода поднялась так высоко, что был затоплен даже пр. имени газеты "Красноярский рабочий". А по территории завода можно было передвигаться разве что на лодках. На одном из зданий, расположенных на территории Судоремонтного центра, в память о том событии долгие годы была нарисована линия, показывающая уровень воды в тот год.
После работы на флоте в жизни Валерия Васильевича был период, когда он занимался партийной деятельностью – был председателем цеховой партийной организации на предприятии. Затем стал начальником учебного комбината, который готовил кадры для флота. В этой должности Валерий Васильевич и работал до 2000 года, после чего был избран председателем первички. Сегодня профком состоит из 11 человек. Большая часть – это председатели цеховых комитетов. Как говорит Валерий Фадеев, это плечи и руки профсоюзной организации. Все благодаря тому, что они рассказывают членам профсоюза на местах обо всей работе, которая ведется в профкоме.
Сегодня в профсоюзе состоит около 700 человек. И эта цифра не статична. На период навигации штат сотрудников предприятия заметно увеличивается, а значит появляются новые члены профсоюза. Так, например, только с начала этого года было принято на работу 150 человек. Когда в 2016 году к Судоремонтному центру присоединились Судоверфь и Березовская ремонтно-механическая мастерская, то почти все работники с двух предприятий вступили в профсоюз.
В вопросах мотивации большая роль отведена заместителю председателя первичной профсоюзной организации Лидии Николаевне Прилепской. Она ведет агитационную работу со всеми новыми работниками, многие из них вступают в профсоюз. Объясняет работникам постарше, что профсоюз – это последний островок социализма в современном мире. Для молодежи находятся свои аргументы, например, возможность участвовать в спортивной и культурной жизни предприятия. Кстати, работники Судоремонтного центра всегда участвуют в Спартакиадах, организуемых Баскомфлотом и Федерацией профсоюзов Красноярского края. И очень часто не остаются без призовых мест. В профкоме всячески поддерживают интерес к спорту. Так, члены профсоюза могут бесплатно посещать бассейн, спортзал для занятий мини-футболом, брать напрокат велосипеды на острове Татышев. Суда, которые уходят в навигацию, по просьбе работников оснащаются спортивным инвентарем.
Лидия Николаевна всегда подчеркивает, что профсоюз – это не даритель всех благ, а это, в первую очередь, поддержка. В профком обращаются за правовой защитой, с разного рода предложениями, как улучшить трудовые условия, а иногда и просто за житейским советом.
Профком активно работает с подрастающим поколением. Кадры для речных предприятий в регионе готовят два учебных заведения – Красноярский институт водного транспорта – филиал Сибирского государственного университета водного транспорта и Красноярский техникум транспорта и сервиса. Со второго курса студенты проходят производственную практику в Судоремонтном центре. Они устраиваются на штатные должности и получают зарплату. И, конечно, во время этой работы они знакомятся и с деятельностью профсоюзной организации предприятия.
Члены профкома с теплотой относятся к студентам, каждый год вновь ждут встречи с ними, помогают адаптироваться на предприятии. Директор Судоремонтного центра Алексей Николаевич Койнов и председатель профсоюзной организации бывают в учебных заведениях в День учителя, день принятия присяги, на торжественных линейках, посвященных завершению навигации. Награждают от имени "Енисейского речного пароходства" лучших студентов подарками, отмечают и работу педагогов.
Первичная профсоюзная организация участвует в работе комиссии по специальной оценке условий труда, комиссий по безопасности труда, расследовании несчастных случаев на производстве. Еще одно важное направление работы профкома – оздоровление работников. Финансированием оздоровительного отдыха занимается работодатель. А профсоюзная организация способствует оформлению всех необходимых документов и распространению путевок среди работников. Часть сотрудников (члены профсоюза) едут отдыхать по программе Федерации независимых профсоюзов России "Профсоюзная путевка", реализацией которой занимается Профкурорт (туроператор, специализирующийся на санаторно-курортных услугах и оздоровительном отдыхе на курортах России). Вот уже второй год действует договоренность между Баскомфлотом и краевой организацией профсоюза работников здравоохранения, благодаря которой члены профсоюза работников водного транспорта в крае получили возможность оздоровления в ряде санаториев со значительной скидкой.
На предприятии действует коллективный договор. В нем прописан большой объем социальных льгот и гарантий, в том числе выделение материальной помощи, причем в случае тяжелой болезни и необходимости медицинского обследования или лечения материальная помощь оказывается не только работникам, но и распространяется на членов их семей. Этот документ время от времени претерпевает изменения – дополняется в лучшую сторону. Ведь в профсоюзе всегда слышат работников и стараются учесть их пожелания и предложения. Только в этом году уже было заключено два дополнительных соглашения. В них установлены для работников плавсостава на период навигации дополнительные надбавки к должностным окладам в размере не менее 10%, скорректирован режим работы ряда береговых работников. Кроме того, внесены дополнения и после доведения с 1 мая этого года размера минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума.
Между профсоюзом и руководством предприятия выстроены хорошие партнерские отношения на всех уровнях. Алексей Койнов с большим уважением относится к председателю первички и поддерживает многие начинания профсоюза. Председатель Баскомфлота Александр Иванов отмечает, что после встреч с рядовыми членами профсоюза все накопившиеся вопросы – от трудовых до бытовых обсуждаются с профильными руководителями. Удается найти понимание и оптимальные решения на все вопросы и поступившие предложения.
– Я всегда говорю: работодатель и профсоюзная организация должны работать на общий интерес. Это создание нормального морально-психологического климата в коллективе, решение вопросов охраны труда. Если с этими составляющими все в порядке, то будет расти и производительность труда. Ведь в этом случае работник идет с удовольствием на работу и выполняет свои обязанности, – говорит Александр Иванов.
В целом отрасль водного транспорта живет дружно. Предприятия вместе отмечают профессиональные праздники, председатели первичек и их заместители собираются на обучение, где обсуждают наиболее актуальные изменения трудового законодательства. На заседаниях президиума первички делятся опытом своей работы. В профкоме говорят, что с назначением Александра Иванова на пост председателя Баскомфлота, он стал присутствовать на собраниях, организуемых для членов профсоюза.И как говорится, узнавать обо всех проблемах из первых уст, а также информировать работников о разного рода изменениях.
– Наша задача – доводить до членов профсоюза, какие решения были приняты и почему. И если, к примеру, работник обратился с просьбой внести изменения в коллективный договор, но сделать этого не удалось, то пояснить почему. Большую роль в освещении нашей работы помимо встреч с профактивом я вижу в печатной продукции. Например, мы размещаем информацию в отраслевом издании "Речник Енисея" и в газете "Солидарность. Красноярский выпуск", – говорит Александр Иванов.
Кстати, подшивки этих газет всегда можно найти в кабинете профсоюзного комитета Красноярского судоремонтного центра.
За многолетний и добросовестный труд Валерий Васильевич в прошлом году к 100-летию профсоюза получил награду от министра транспорта России. А Лидия Николаевна награждалась почетной грамотой ФНПР, а также имеет две грамоты ЦК профсоюза работников водного транспорта.
В преддверии профессионального праздника – Дня работников морского и речного флота (в этом году отмечается 1 июля) Валерий Фадеев и Александр Иванов говорят теплые слова в адрес работников отрасли.
– Чтобы быть речником, надо обладать определенным складом характера. Нужно влюбиться в профессию, в красоты Енисея, а иначе можно найти минусы в работе, в первую очередь, это оторванность от дома, от семьи. Желаю работникам – здоровья, добра и мира в их семьях, а предприятиям отрасли – доходной навигации и экономического развития, – отмечает Александр Иванов.
Валерий Фадеев в заключении беседы пожелал работникам здоровья, благополучия их семьям, надежного тыла, верных друзей и хорошего экипажа.
Анастасия СОЛДАТОВА
/01/00./01/00./1970/00 - 07:00
Версия для печати
Наверх
|