"В вопросе трудовых прав студенты АТиСО более подкованы, чем студенты других вузов"
26 марта 2019 года образовательное учреждение профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений" (ОУП ВО "АТиСО") отметит свой 100-летний юбилей. История Академии началась в 1919 году, когда решением II Всероссийского съезда профсоюзов для подготовки квалифицированных работников профессионального движения была создана Инструкторская школа ВЦСПС.
Что представляет собой вуз сегодня и каков вклад АТиСО в развитие профсоюзного движения – об этом газета "Солидарность. Красноярский выпуск" поговорила с директором Красноярского филиала АТиСО Сергеем Гришаевым и заместителем директора Красноярского филиала АТиСО по учебной и воспитательной работе Валентиной Смирновой.
– Сергей Васильевич, как давно в Красноярском крае работает филиал "АТиСО"?
Сергей Гришаев (СГ): – Ответ на этот вопрос требует небольшого исторического экскурса. На сегодня в России работает два ведущих профсоюзных вуза – это Санкт-Петербургский университет профсоюзов и Академия труда и социальных отношений. Изначально было принято решение, что в одном и том же регионе не стоит одновременно открывать филиал и одного и другого профсоюзного вуза. Красноярск в этом вопросе приятное исключение – это единственный город России, в котором работают два филиала профсоюзных вузов. Отметим при этом, что особой конкуренции между нами нет, поскольку обучение в вузах идет по разным направлениям подготовки.
Красноярский филиал "АТиСО" создан по представлению Ученого совета Академии на основании Постановления Исполнительного комитета Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов № 7-10 от 27 ноября 1997 года. Первый набор студентов осуществлен в 2002 году. В 2004 году филиал "АТиСО" в Красноярске, как и работа Академии труда и социальных отношений в целом по России, претерпели важные структурные изменения: филиал, созданный на базе учебного центра, был выделен в самостоятельно функционирующую образовательную единицу. К слову, лично я до сих пор придерживаюсь мнения, что разделение учебного центра и филиала было не совсем рациональным решением. Единая образовательная площадка создавала синергию, позволяя одновременно и успешно заниматься как образованием молодежи, так и повышать квалификацию профсоюзных работников. В будущем эта синергия могла бы стать базой для создания в Красноярске крупного профсоюзного образовательного кластера.
– Что представляет собой вуз сегодня в целом по России, и его филиал в Красноярске, в частности?
СГ: – Академия труда и социальных отношений – это известный, признанный на федеральном и международном уровне вуз социально-экономического профиля. И ведущий вуз России, работающий по профилю профсоюзного образования. Сегодня АТиСО насчитывает 12 филиалов по стране. Опираясь на сложившиеся традиции, развитую экономическую и материально-техническую базы, а также на качественное учебно-методическое обеспечение, Академия создает благоприятные условия для обучения студентов на следующих факультетах: среднего специального образования, экономическом, юридическом и социально-гуманитарном.
Если говорить о работе красноярского филиала АТиСО, сегодня обучение ведется по нескольким наиболее востребованным направлениям: финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит и экономика труда.
– Ключевую роль в образовательном процессе играют педагоги. Расскажите, кто сегодня преподает в Красноярском филиале АТиСО и как вы подходите к формированию преподавательского состава?
СГ: – Все преподаватели вносят большой вклад в совершенствование учебного процесса филиала, творчески внедряют инновационные методы обучения, современные образовательные технологии. Большинство преподавателей и специалистов работают в филиале со дня его создания.
Преподавательский состав филиала представлен как штатными работниками, так и преподавателями, которых мы привлекаем на условиях внешнего совместительства, почасовой оплаты. Стараемся привлечь наиболее высокопрофессиональных преподавателей, имеющих не только опыт образовательной деятельности, но и оказывающих качественную образовательную услугу с учетом отзыва коллег, различного рода рейтингов. Кроме этого, делаем фокус на привлечение к преподавательской деятельности специалистов-практиков. Так, Красноярский филиал АТиСО организовал сотрудничество с Федерацией профсоюзов Красноярского края. Лекции по профилю "Экономика труда" читают заведующий информационно-редакционным отделом ФПКК Валерий Владимирович Хоботков, ведущий специалист по вопросам молодежной политики ФПКК Андрей Васильевич Коваленко, заместитель заведующего отделом социально-трудовых отношений Инга Витальевна Самсонюк, практикующие юристы правового отдела ФПКК Татьяна Николаевна Пляскина, технический инспектор труда Михаил Курбанович Курбанов и другие.
Порядка 80% преподавательского состава Красноярского филиала АТиСО обладают ученой степенью. Если говорить о персоналиях: это и заведующая кафедрой экономики труда и профсоюзного движения Елена Николаевна Сочнева, активно ведущая научно-исследовательскую работу и взаимодействующая с различными госструктурами и органами по реализации госпрограмм по развитию рынка труда и внедрению национальной системы оценки и квалификации; и заведующая кафедрой финансов и кредита, кандидат экономических наук, доцент Нина Николаевна Шестакова, которая также активно участвует не только в образовательной деятельности, но и в научно-исследовательской работе. Отмечу и заведующую кафедрой бухгалтерского учета Галину Валентиновну Кочерову, и заместителя директора красноярского филиала АТиСО по учебной и воспитательной работе Валентину Петровну Смирнову, и заместителя директора по научно-исследовательской работе Колесникову Наталью Анатольевну и многих других.
– Сергей Васильевич, любой вуз ведет список своих наиболее успешных и известных своих выпускников. Какими фамилиями может "похвастаться" красноярский филиал "АТиСО"?
СГ: – Если говорить о наиболее успешных выпускниках, то это председатель краевой организации Росуглепроф Николай Байкин и его заместитель Ирик Хамитов, ведущий специалист по вопросам молодежной политики ФПКК Андрей Коваленко, председатель ППО "Разрез Бородинский" Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Олег Килин, председатель цехкома ООО "Монолитресурс" ("Монолитхолдинг") Геворг Кирокосян, председатель ППО малого бизнеса, член Общественного Совета при агентстве госзакупок и председатель рабочей группы по экологическому контролю Павел Гудовский, председатель Красноярской краевой организации Общественной организации "Всероссийский Электропрофсоюз" Юрий Аргасанов, председатель ППО Красноярской краевой филармонии Российского профессионального союза работников культуры Михаил Перелыгин, юрист Красноярской краевой организации Российского профсоюза работников культуры Лилия Романова и др.
Если говорить не только о выпускниках, связавших свою жизнь с профсоюзным движением, то красноярский филиал АТиСО закончил Федор Лакеев, ранее возглавлявший один из отделов Сбербанка в Красноярске, а ныне работающий в Москве; Михаил Мишанин – главный врач "Городской клинической больницы №7", Ольга Криволуцкая – главный бухгалтер КГБОУ КШИ "Красноярский кадетский корпус" имени А.И.Лебедя; Лидия Гагаркина – начальник отдела 950 ОАО "ИСС" им. М.Ф. Решетнева и другие выпускники, которые успешно работают как в коммерческих структурах, так и в государственных учреждениях, налоговых органах, пенсионном фонде, страховых компаниях, банках.
Со всеми выпускниками вуза стараемся поддерживать контакт и приглашать наиболее успешных из них на "Неделю профсоюзов" и "Моя будущая профессия", чтобы они делились со студентами опытом практической работы.
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ТЕМАТИКА – ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
– Сергей Васильевич, расскажите подробнее, какие дисциплины, непосредственно касающиеся социально-трудовых отношений, сегодня читаются в красноярском филиале "АТиСО"?
СГ: – Независимо от направленности образовательной программы – будь то бухгалтеры или финансисты – социально-трудовая составляющая образовательного процесса в обязательном порядке включена в учебный план. Читаются такие дисциплины, как основы профсоюзного движения, основы социального государства, основы социального страхования и социальное партнерство. Этот блок дисциплин охватывает социально-трудовые отношения и подразумевает, что выпускники АТиСО будут обладать не только экономическими знаниями, но также будут иметь представление о деятельности профсоюзных органов, знать о роли профсоюзов, понимать социальную структуру государства и перечень остро стоящих вопросов.
В рамках подготовки специалистов по профилю экономика труда в дополнении к вышеперечисленным дисциплинам читаются такие дисциплины, как финансы и налогообложение профсоюзных организаций, мотивация профсоюзного членства, PR-технологии профсоюзной деятельности, безопасность и охрана труда, экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений, правозащитная работа профсоюзов, рынок труда, политика доходов и заработной платы.
– Валентина Петровна, ежегодно красноярский филиал АТиСО проводит "Неделю профсоюзов". Чем содержательно наполнено это мероприятие?
Валентина Смирнова (ВС): – По сложившейся традиции "Неделя профсоюзов" проходит в начале сентябре. В течение недели с участием специалистов и руководства ФПКК рассматриваются, с одной стороны, ключевые изменения, произошедшие в течение года в профсоюзной работе, и наиболее актуальные стоящие перед профсоюзным движением вопросы. С другой стороны, в рамках мероприятия организуются интерактивные площадки – размещение информации на сайте, показ видеороликов, тематическая выставка на площадке библиотеки и проч. Практическим опытом работы делятся представители молодежных комитетов, входящих в ФПКК – это и круглые столы со студентами, и разбор конкретных профсоюзных кейсов.
– По вашим оценкам, насколько этот формат информационной работы интересен студентам – и в целом, каково отношение ваших студентов к профсоюзному движению?
ВС: – Около 3-4 лет назад был проведен опрос студентов, с целью понять степень их информированности о профсоюзном движении. В опросе приняли участие студенты нашего вуза и филиала Санкт-Петербургского университета профсоюзов. В результате выяснилось, что наши студенты, в отличие от студентов обычных вузов, гораздо глубже понимают задачи и специфику профсоюзного движения.
Отмечу, что цель просветительской работы, которую ведет вуз – гораздо шире, чем просто информирование молодежи о профсоюзном движении. Наша задача – заложить в головы молодежи всестороннюю картину устройства социально-трудовых отношений: понимание о том, что такое трудовые права, как их можно защитить, как правильно оформить трудовые отношения, как не быть обманутым и прочее. В результате это дает практическую пользу, связанную как с признанием места и роли профсоюза в современном мире, так и пользу, связанную с практическим применением трудового права – знание своих прав и обязанностей. И это одно из явных преимуществ совместной работы вуза и Федерации профсоюзов.
В ПАРТНЕРСТВЕ С ФПКК
– Еще один формат работы красноярского филиала АТиСО с ФПКК – проведение профсоюзных конференций. Что представляют собой эти мероприятия?
– Одна из магистральных тем ежегодной конференции – проблемы и перспективы профсоюзного движения. Жюри – представители ФПКК и отраслевых комитетов – заслушивают студенческие доклады, а также доклады членов профсоюзных организаций, которые поднимают актуальные проблемы и делятся опытом практической работы. Общее число выступающих – порядка 20-25 докладчиков. К примеру, на последней конференции были заслушаны доклады по таким темам как: "Экономическая политика профсоюзов в современных условиях" (докладчик С. Торопов, председатель цехового комитета ППО "Красноярская ГЭС"), "Единое информационное пространство как инструмент согласования экономических интересов собственников и наемного персонала" (докладчик В. Лубков). "Профсоюзы как сторона социального партнерства" (докладчик А. Юсудурова), "Практика деятельности профсоюзов работников связи" (докладчик В. Плывч).
Активно осуществляется участие филиала в совместной научно–исследовательской деятельности по таким темам как: "Анализ практики работы органов социального партнерства в Красноярском крае"; "Возможности профсоюзов в организации охраны и безопасности труда"; "Роль профсоюзов в социально-экономическом развитии региона"; "Анализ практики внедрения профессиональных стандартов в организации" и др.
– Красноярский филиал АТиСО развивает такое направление, как обучение членов профсоюза по квоте. Расскажите подробнее, что именно оно собой представляет и кто может претендовать на такое обучение?
СГ: – У нас есть два варианта обучения профсоюзных работников. Первый – обучение по квоте, которая выделяется либо Центральными отраслевыми комитетами профсоюзов, либо – Федерацией независимых профсоюзов. Подать заявку и получить квоту могут наиболее активные члены профсоюза: для человека это может быть, как первое высшее образование – тогда обучающийся получает льготу в размере 100% стоимости обучения; так и второе высшее образование – скидка на обучение 50% от стоимости. На сегодня в красноярском филиале АТиСО по квоте обучается порядка 10 человек.
Кроме обучения по квоте, существует и второй вариант – программа, реализуемая по соглашению с ФПКК: обучение членов профсоюза по направлению "Экономика труда" со скидкой 20%. Скидку можно получить, предоставив соответствующее письмо-рекомендацию. Отмечу, что скидка в 20% не ложится финансовым бременем на профсоюзную организацию – это именно скидка, которую члену профсоюза дает вуз. Число обучающихся с профсоюзной скидкой на сегодня составляет около 15 человек. Однако, если бы красноярский филиал АТиСО как профсоюзный вуз получал бы какую-то дополнительную финансовую поддержку от ФНПР, то справедливо было бы вести речь об увеличении количества обучающихся членов профсоюза. В свете введения новых образовательных стандартов и отмены с 2020 года заочной формы получения высшего образования по экономическому профилю эта возможность выглядит как никогда актуально.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШ ВУЗ
– Сергей Васильевич, юбилей – это повод подвести итоги, а также наметить планы. Какие задачи стоят перед Красноярским филиалом АТиСО на обозримую перспективу?
СГ: – В условиях общероссийского тренда на сокращение числа вузов и их филиалов, одна из главных задач – устоять, сохранить высокое качество преподавания и по возможности увеличить число абитуриентов. Что касается содержательного наполнения образовательного процесса – это разработка новых и корректировка существующих образовательных программ с учетом требований рынка. При этом, актуальная сегодня тенденция на дистанционные и электронные формы получения высшего образования вызывает неоднозначное отношение. Главным образом потому, что у практиков образовательного процесса есть серьезные и обоснованные опасения, что такие форматы обучения приведут к заметному снижению качества высшего образования.
Наталья ТОМИНА
/28/43./03/43./2019/43 - 22:43
Версия для печати
Наверх
|