Алексей Прокопович: "Профсоюз – это защитник прав студентов, а не финансовый помощник"
В 2009 году в первичной профсоюзной организации студентов КГПУ имени В.П. Астафьева не состояло ни одного человека. Охват профсоюзного членства сегодня – 96%.
Как нарастить профсоюзную численность "с нуля", почему информработа – это один из главных инструментов мотивации и что ждут студенты от профорганизации – об этом и многом другом в интервью газете "Солидарность. Красноярский выпуск" рассказал председатель ППОС КГПУ им. В.П. Астафьева Алексей Прокопович.
СТАРТ С НУЛЯ
– Алексей, как давно вы стали частью профсоюзного движения?
– Моя работа в профсоюзном движении началась с момента избрания на должность председа-теля ППОС Красноярского государственного педагогического университета им.
В.П. Астафьева в 2009 году. На тот момент профсоюзная организация одного из крупнейших вузов региона находилась в очень плачевном состоянии – в ней состояло в прямом смысле слова ноль членов профсоюза. Предыдущий председатель – правда, формально, а фактически – ушел с должности еще в 2005 году – и после этого времени организация не развивалась.
В 2009 году предыдущего председателя ППОС исключили из профсоюза, что позволило развер-нуть работу организации в новое продуктивное русло и провести множество изменений. Были объявлены выборы нового председателя: в 2009 году прошло именно собрание, а не конферен-ция. Я, возглавлявший на тот момент вузовский журнал, стал одним из двух кандидатов на долж-ность нового председателя, вторым кандидатом была девушка – председатель студенческого совета.
Провести выборы позволила большая предварительная работа. Я и председатель студсовета ходили по аудиториям, общались со студентами и принимали их в профсоюз. Именно первые члены профсоюза "новой волны" – это около 300 человек, принятых за одну неделю – и участво-вали в выборном собрании. В результате голосования я был избран председателем ППОС КГПУ им. В.П. Астафьева – за меня проголосовало больше 200 человек.
– То есть погружение в профсоюзную жизнь началось фактически "с нуля"?
– Да, на тот момент я толком не понимал, что такое профсоюз. Погрузиться в работу, шаг за ша-гом восстановить организацию помогла краевая организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Самыми сложными были первые шесть месяцев работы: предыдущий председатель сжег все документы организации – не было ни печати, ни документов, ничего! Все пришлось восстанавливать с нуля: собирать документы, поднимать бухгалтерию, разбираться со всеми нюансами – на это ушло около года.
– Чем руководствовались, принимая решение претендовать на должность председателя ППОС, учитывая, что на тот момент вы имели о профсоюзах лишь общее представление?
– Как главный редактор журнала я много слышал о профсоюзных организациях студентов тогда еще Красноярского госуниверситета, политехнического университета и прочих вузов. Это были довольно большие и сильные профсоюзные организации. Студенты же педагогического универ-ситета жаловались, в том числе и лично мне, как главному редактору студенческого СМИ, что они приходят в профсоюзный комитет чтобы вступить в профсоюз, а дверь постоянно закрыта. Подобные жалобы и вопросы от студентов поступали на протяжении нескольких лет.
Именно опираясь на этот запрос и желание студентов вступить в профсоюз, я принял решение заняться профсоюзной работой. Признаюсь, на тот момент даже не задумывался о защите прав студентов, законах, нормативных актах. В первую очередь, хотелось помочь студентам создать некое сообщество. И еще один аргумент "за" – для меня это был новый вызов. В журнале уже была слаженная команда, а на профсоюзном поприще стояла задача с нуля поднять организацию и сделать что-то полезное и нужное для студентов.
– Сколько времени ушло на то, чтобы разобраться в работе профсоюзного движения – что да-лось сложнее всего?
– Понимание, чем должен заниматься профсоюз и каковы его основополагающие задачи, при-шло не сразу. В первом приближении профсоюз показался организацией, занятой культурно-творческой, частично информационной и "бонусной" деятельностью для студентов.
Когда же стал вникать в процессы и нюансы, понял, что все далеко не так просто, как показалось на первый взгляд. Пришло понимание, что из профсоюзной организации можно сделать не толь-ко некое сообщество для студентов, но и выстроить ее работу в качестве серьезного партнера для администрации вуза в части локальных нормативных актов, заключения соглашений, улуч-шения жизни студентов и так далее.
Что было самым сложным на первоначальном этапе? По началу отношения с администрацией складывались крайне непросто. Главным образом потому, что пропала традиция, когда с проф-союзом необходимо согласовывать какие-то документы. Поэтому на этапе становления органи-зации стояла очень сложная задача: доказать администрации вуза, что профком – это партнер, который разбирается во всех темах и может эффективно работать. Это получилось не сразу и, пожалуй, в полной мере на нормальный режим работы нам удалось выйти только в 2012 году.
– За счет каких шагов удалось этого достичь?
– В первую очередь, мы максимально нарастили темпы по приему новых членов профсоюза. Для этого шли и разговаривали со студентами: объясняли им, что чем больше нас будет, тем больше инициатив мы сможем развивать – это и увеличение стипендии, и сокращение платы за общежития, и выплата материальной помощи и прочее. Таким образом, за три года охват проф-союзным членством вырос с 10% в 2009-м до 90% в 2012 году. Сейчас охват профчленством равен 96% – и это "вышка": всегда будут студенты, которые выходят из профсоюза, потому что заканчи-вают университет, как и те, кто принципиально не вступает в профсоюз по каким-то личным со-ображениям.
Особого энтузиазма в работе на первом, не всегда простом этапе добавляло то, что профсоюз-ное движение – если выразиться молодежным языком – оказалось крутой продвинутой тусов-кой. Если нужно посоветоваться, обменяться опытом – это всегда можно сделать как на уровне краевой организации, студенческого координационного совета, Федерации профсоюзов края, так и на уровне Общероссийского Профсоюза работников образования и науки РФ. Всегда можно обратиться к любому из "старших товарищей" и получить бесплатную компетентную консульта-цию и найти поддержку во всех вопросах.
– Как в довольно короткие сроки нарастить членство практически с нуля до 90% – какие ин-струменты использовали вы?
– Таких инструментов было несколько. В 2009-2011 годах, работая в реалиях, когда студенты практически ничего не знают об организации, происходил планомерный рост численности. Охват профсоюзного членства наращивали за счет того, что рассказывали студентам об органи-зации, ее целях и задачах – и студенты верили нам на слово.
Верили в то, что профсоюз дает конкретные обещания и в какой-то обозримой временной пер-спективе они обязательно воплотятся в жизнь. И на первом этапе такой подход работал! Инте-ресно, что он помогал и нам: профком ставил перед собой какие-то задачи, действительно ори-ентировался на них в своей работе и постепенно воплощал задуманное. Стимулом в этой работе выступали как данное студентам слово, так и понимание, что студенты рано или поздно спросят с нас конкретный результат. Такая методика работы может быть своего рода лайфкаком для тех, кто создает профсоюзную организацию с нуля: говорите о своих целях и намерениях. Даже если на данный момент эти цели кажутся недостижимыми, возможно, через год – как, например, это было в нашем случае – они воплотятся в жизнь.
Если говорить о финансовой политике организации, еще на старте работы приняли решение, что будем вкладывать серьезный объем сметных денег именно в информационную работу. Это дви-гатель, не только мотивирующий людей на вступление в профсоюз, но и двигатель для деятель-ности организации в целом. Именно благодаря информработе все – в том числе и не члены профсоюза – видят и знают, чем именно занимается организация. Согласно нашей смете, на ин-формационную работу заложено 20% от общего бюджета – это довольно серьезная сумма. Клю-чевой момент: мы сразу сориентировали студентов, что профсоюз – это не организация, куда можно прийти и получить денег. Профсоюз – это организация, где можно проконсультироваться по любому правовому вопросу! Сразу выстраивали имидж организации как помощника студен-тов, но не помощника финансового. Ведь как только у студента возникает мнение, что он вступа-ет в организацию исключительно для того, чтобы получить какие-то деньги, основная цель рабо-ты профсоюза сразу уходит на второй план.
Конечно же занимались и занимаемся культмассовой и спортивной деятельностью. В целом по всем направлениям деятельности у нас заложен тот или иной объем сметных расходов. Однако стараемся удерживаться в основной линии – работе по защите и представительству прав студен-тов.
ЭФФЕКТ "САРАФАННОГО РАДИО"
– После того как профсоюз встал на ноги, подходы к расширению профсоюзного членства как-то поменялись?
– Да. Когда первый этап работы остался позади, мы поменяли вектор по привлечению в проф-союз новых членов. В основе также, как и прежде, лежала информационная работа. Но расска-зывали мы не о том, что планируем сделать, акцент был на том, что и как уже делает организа-ция и какая польза студенту от этих действий. Именно под эти задачи была перестроена вся ин-формационная работа. Еще один, доказавший свою эффективность лайфхак: студентов надо принимать в профсоюз не по одиночке, а всех вместе, потому что так проще доносить информа-цию. Для того, чтобы рассказать студентам-первокурсникам о профсоюзе, мы приходим на весь поток. Небольшая презентация на 10-15 минут о достижениях профсоюза, плюс, "раздатка" – у студентов на руках остается информация о нас. Работа с большой аудиторией имеет еще один плюс: чем больше людей, тем больше вероятность того, что информация о профсоюзе будет распространяться, в том числе, за счет "сарафанного радио", а значит, о нас узнают те, кто по ка-кой-то причине не участвовал в общей встрече.
Однако на этом работа с первокурсниками не заканчивается – у нас есть особая система взаимо-действия с ними. Ведь именно первокурсники – главная ресурсная база для пополнения профак-тива, который, по сути, и является лицом профсоюзной организации. На сегодня активный про-фактив ППОС КГПУ им. В.П. Астафьева – те, кто ежедневно занимается профсоюзной деятельно-стью – насчитывает около 40 человек. Плюс, 200-300 профоргов – конкретное число зависит от количества групп на факультетах.
Для тех студентов, кто хочет пополнить ряды профактива, разработан специальный подход – "Профкурсы": это интерактивный формат погружения в профсоюзную деятельность. На курсах каждая комиссия представляет работу по тем или иным тематическим ситуациям. К примеру, комиссия по учебной работе рассматривает различные заявления студентов по соответствую-щей проблематике – от того, как исправить "тройку" на "четверку" до того, как можно переве-сить с платной на бюджетную форму обучения. Таким образом, первокурсники – будущие про-фактивисты распределяются по направлениям: культмассовая деятельность, информационная работа, учебная работа и так далее.
По результатам "Профкурсов" к 1 октября из 50-60 слушателей курсов остается 15-20 человек – ребят, решивших заниматься профсоюзной деятельностью. Из этих ребят формируется отдель-ный молодежный совет – это специальный утвержденный соответствующим документом орган. Структура молодежного совета полностью соответствует структуре ППОС: там есть свой предсе-датель, заместители председателя, есть свои комиссии – и этот орган работает только с перво-курсниками. Такой подход на протяжении первого года учебы помогает держать первокурсни-ков в постоянном информационном потоке относительно деятельности профсоюзного комитета – это, с одной стороны. С другой же, ко второму курсу профактивисты-первокурсники вырастают в абсолютно готовый к работе профсоюзный актив. Некоторые ребята становятся моими заме-стителями: у нас особая структура – все председатели комиссий также являются и моими заме-стителями. Это дает председателям комиссий полномочия на то, чтобы вести переговоры с де-канами и проректорами по ряду организационных вопросов. Таким образом у меня 11 замести-телей: два из них первые заместители – это штатные работники, остальные – заместители по направлениям работы.
– А как работаете со 2-ми, 3-ми, 4-ми курсами?
– В основном это точечная работа по той или иной возникшей у студента проблеме. Пропаган-дируем такую идею: если у студента есть проблема, о которой он не заявляет, то любой знаю-щий об этой проблеме профактивист может обратиться в профком и рассказать об этой ситуа-ции. Профком же, в свою очередь, свяжется со студентом и предложит помощь и варианты ре-шения проблемы.
– Как правило, с какого рода проблемами студенты обращаются в профсоюзную организа-цию?
– Проблемы абсолютно разные – от учебных до финансовых. По каждому вопросу студент пишет заявление, профком его отрабатывает. На первом месте по обращениям – вопросы, связанные со стипендией. В основном эти обращения касаются ситуаций, когда студент получил меньшую, чем он ожидал, стипендию – к примеру, не пять, а три тысячи рублей. К слову, о размере сти-пендии: именно по ходатайству профсоюза в ноябре 2018 года приказом ректора стипендия в вузе была увеличена на 15%. За пять же последних лет стипендии в КГПУ им. В.П. Астафьева вы-росли более, чем на 25%.
Второе место – вопросы, связанные с общежитием. Достижение профсоюза в этом направлении – удалось решить вопрос, связанный с комендантским часом. Долго отрабатывали этот вопрос и в итоге в 2013 году внесли все изменения в нормативные документы. Плюс, был издан специаль-ный приказ ректора, где сказано, что такого понятия как "комендантский час" нет: студентов обя-заны впускать и выпускать из общежития, в том числе, и в ночное время. Однако студент должен зафиксировать, что он зашел или ушел из общежития – это необходимая мера безопасности.
На третьем месте вопросы по учебным ситуациям – они бывают абсолютно разные. К примеру, студент может быть не согласен с оценкой за экзамен. Профком очень долго – на протяжении пяти лет – отрабатывал вопрос по изменению внутреннего положения, связанного со сдачей сессии. Раньше для того, чтобы начать сдавать экзамены был необходим так называемый "кир-пич", то есть сдача всех зачетов, которая служила своего рода допуском к экзаменам. С точки зрения ФЗ-273 "Об образовании" такое требование неправомерно. Совместно с администрацией вуза это положение было переписано: сейчас сдача экзамена никак не привязана к сдаче заче-тов. Такого разрешения ситуации главным образом удалось достичь благодаря администрации вуза, в частности, той ее части, что занимается учебной деятельностью: за последние пять лет мы совместно переработали огромный пул документов по различным учебным ситуациям.
В ПАРТНЕРСТВЕ С ВУЗОМ
– Рабочие взаимоотношения с администрацией вуза – еще одна задача, которую ППОС КГПУ им. В.П. Астафьева пришлось решать с нуля. Как и за счет чего профсоюзу удалось стать для ад-министрации вуза равноправным партнером в работе?
– Первая большая задача, которую предстояло решить на старте взаимодействия: администра-ция вуза в принципе должна была узнать о том, что профсоюз есть и он возобновил активную работу. Поэтому после избрания в 2009 году я поставил себе цель войти во все органы вуза, где происходит принятие связанных со студентами решений. Пообщались с ректором – на тот мо-мент это был Николай Дроздов – и он меня услышал. Года два ушло на то, чтобы вникнуть во все процессы и понять, в каких из них и как именно профсоюз может и должен принимать участие.
С приходом нового ректора – Ольги Карловой – профсоюз, на тот момент уже работающий как сформировавшаяся организация, расширил работу с администрацией вуза. В частности, в сов-местных обсуждениях были подняты вопросы, связанные с согласованием нормативных доку-ментов. На этом этапе успешно отработали многие актуальные для студентов вопросы – от сти-пендий до общежитий.
После того, как должность ректора занял Валерий Анатольевич Ковалевский, началась работа по изменению целого ряда нормативных документов. В итоге этой работы как незначительным, так и основательным корректировкам подверглись больше 40 локальных актов и факультетского, и общеуниверситетского уровня. Также профсоюз добился того, чтобы интересы студентов в уче-ном совете представлял не один, а два человека от профкома.
В 2015 году между профсоюзом и вузом было заключено соглашение о работе. В 2018 году оно было продлено еще на три года. И надо отметить, что этот документ не простая формальность, а рабочий инструмент – и работает он, по моим оценкам, довольно успешно. Принципиально важно, что администрация вуза всегда рассматривает и поддерживает любую инициативу проф-союза.
– Глобальная проблема для профсоюзного движения сегодня – многие члены профсоюза ви-дят в нем только лишь организацию, благодаря которой можно получить те или иные бонусы. И в студенческом профсоюзе в силу его специфики запрос на бонусы еще более масштабный. Как выстраиваете свою работу для того, чтобы избежать подобного однобокого взгляда на профсо-юз?
– С 2009 по 2012 год в смете профсоюзной организации на материальную помощь было заложено 15% от общего бюджета. Лично я не против такого и подобного ему форматов работы профсою-за, но загвоздка в том, что именно они формируют у студентов потребительское отношение к профсоюзной организации.
А если посмотреть на вопрос иначе? Что если бы у профсоюза не было денег для выплаты мате-риальной помощи, как тогда быть – за счет чего наращивать и поддерживать членство? Руковод-ствуясь именно этой логикой, в 2012 году мы убрали из профсоюзной сметы пункт "материальная помощь", оставили лишь 1% на случай форс-мажоров. Сейчас, если у студента есть вопрос по ма-териальной помощи, он приходит к председателю профбюро, который помогает студенту напи-сать заявление на материальную помощь от вуза. На следующем этапе председатель профбюро представляет это заявление на рассмотрение в соответствующую вузовскую комиссию. В этом и есть задача профсоюза: не выплачивать деньги, а отрабатывать такого рода заявления с вузом. Чтобы донести до студентов такой подход к материальной помощи, в первую очередь, исполь-зовали информационную работу.
Нельзя сказать, что решение отказаться от выплаты материальной помощи из средств профсою-за далось нам легко. На первом этапе даже зафиксировали заметное уменьшение членства, ко-торое вскоре вернулось к прежним показателям. К слову, к выходу из профсоюза мы также под-ходим особым образом. В заявление на выход студент перечисляет от чего именно он отказыва-ется, нередко это срабатывает как "стоп-фактор" – и студент в итоге остается в профсоюзе.
– Как за те 10 лет, что вы возглавляете профсоюз, изменились студенты и их отношение и по-нимание профсоюзного движения?
– Перемены разительные: современные студенты почти не заинтересованы в общественной деятельности – в вуз они приходят исключительно для того, чтобы получить высшее образова-ние. Соответственно меняется и профсоюз – уже недостаточно прежних форматов работы, что-бы зарядить ребят на работу, раз от раза необходимо придумывать что-то новое. Очевидный тренд – информатизация: сегодня абсолютно все нужно переводить в онлайн-каналы.
– Какие задачи для ППОС КГПУ им. В.П. Астафьева сейчас в приоритете?
– Одна из приоритетных задач – заключение соглашения с администрацией вуза в 2021 году. Ак-тивно работаем над этим документом уже сегодня: собираем материалы и обратную связь от студентов. Такая заблаговременная и точечная работа позволит сделать этот документ, если так можно выразиться, более персонифицированным – это касается как бытовых проблем студен-тов, так и таких базовых вещей, как стипендия.
Планируем основательнее включиться в работу студенческого координационного совета СФО. С недавних пор возглавляю эту организацию в должности председателя. Одна из задумок – нала-дить контакт и обмен опытом со студенческими профсоюзными организациями со всех регионов Сибири.
Информационная работа, мотивация профсоюзного членства были и остаются главными приори-тетами в работе ППОС. Лично я уверен, в том, что профактив должен пополняться новыми кад-рами: чем больше в профактиве неравнодушных ребят, тем больше в целом говорят о профсою-зе.
Наталья ТОМИНА
/15/02./08/02./2019/02 - 22:02
Версия для печати
Наверх
|